
День защиты детей отмечается ежегодно 1 июня, учреждён в ноябре 1949 в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин.
На международном правом уровне основным документом регламентирующая права детей является Конвенция о правах ребенка принятая ООН 20 ноября 1989 года и ратифицирована СССР 13 июля 1990 года.
Права детей в Российской Федерации защищает Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ.
Он устанавливает основные гарантий прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ.
Государство признаёт детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В России существует целая система местных органов опеки и попечительства, которая призвана следить за благополучием детей в семьях на закреплённой за ними территории, а также Уполномоченный по правам ребенка
1. Целями государственной политики в интересах детей являются:
- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры;
- защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
- законодательное обеспечение прав ребенка;
- поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
- ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;
- поддержка общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Федеральный закон от 19.05. 2025 № 81-ФЗ (далее - Закон № 81-ФЗ) устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
К основным видам государственных пособий можно отнести, в частности, следующие (ч. 1 ст. 3 Закона № 81-ФЗ):
1) ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка;
2) единовременное пособие при рождении ребенка;
3) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
4) ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Например, ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка может быть назначено нуждающимся в социальной поддержке беременной женщине или одному из родителей ребенка в возрасте до 17 лет, если, в частности, размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину регионального прожиточного минимума на душу населения.
При этом если указанное пособие назначено и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей)), то с 01.01.2025 при назначении такого пособия в связи с рождением последующего ребенка оно назначается и выплачивается в том же размере и на тот же период, что и в отношении предыдущего ребенка.
Положения об определении размера среднедушевого дохода семьи в этом случае не применяются (ч. 1, 3, 10 ст. 9, ч. 5 ст. 9.1, ч. 3 ст. 10 Закона № 81-ФЗ, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 № 313-ФЗ).
Кроме того, возможно назначение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста трех лет. Для ее получения, в частности, необходимо, чтобы ребенок родился в период с 01.01.2018 до 01.01.2023, размер среднедушевого дохода семьи не превышал двукратную величину регионального прожиточного минимума трудоспособного населения и не было назначено ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (ч. 1, 2 ст. 1, п. п. 1, 7 ч. 1 ст. 6 Закон № 418-ФЗ).
Материнский семейный капитал.
Материнский (семейный) капитал предполагает выделение и использование бюджетных средств для государственной поддержки семей с ребенком (детьми) (п. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ).
Право на материнский капитал возникает, в частности, с даты рождения первого ребенка начиная с 01.01.2020, второго ребенка начиная с 01.01.2007, а также третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее это право не было использовано (ч. 1, 7 ст. 3 Закона №256-ФЗ).
Материнский капитал можно использовать в полном объеме или по частям исключительно на следующие цели (ч. 3 ст. 7 Закона № 256-ФЗ):
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии матери или при определенных условиях отца (за исключением лиц, которые перевели средства пенсионных накоплений на формирование пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений);
4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5) получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет.
Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством РФ. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала (ч. 2 ст. 6 Закона №256-ФЗ).
Ответственность за жестокое обращение с детьми.
На сегодняшний день защита ребенка, его права и свободы закреплены законодательно.
Статьей 150 УК РФ установлена уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий, под вовлечением согласно Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» следует понимать действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия. Действия взрослого лица могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить преступление или антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий.
Санкция вышеуказанной статьи предусматривает наказание в лишение свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Также, в Уголовном кодексе Российской Федерации содержится статья 156, устанавливающая уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
Согласно данной уголовно-правовой норме родители или лица, которые выполняют воспитательные функции (опекуны, попечители, воспитатели детских учреждений, педагоги, работники медицинских организаций, сотрудники организаций, оказывающих социальные услуги) и которые по закону или по иному договору обязаны осуществлять функции по воспитанию и надзору за детьми, в случае жестокого обращения с последними подлежат уголовной ответстве